Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Анализ

  Полный список аналитических материалов

  ОСАГО
Мэнсон Томас (Thomas Manson) Осторожность превыше всего [предварительные результаты «автогражданки»
Мэнсон Томас (Thomas Manson)
Руководитель страховой практики Droege&Comp.
Обязательная «автогражданка» стала темой множества дебатов – говорили о величине тарифа, о необходимости его повышать или понижать. А вот анализ и прогноз результатов «автогражданки» остался почти без внимания. Вероятно, российским страховщикам будет интересно ознакомиться с мнением по этому вопросу западного аналитика.

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), к концу января было продано более 16 млн полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), что оценивается в 70% от возможного числа застрахованных.

В результате страховщики собрали значительный объем премии, и сегодня уровень оплаченных убытков весьма и весьма невысок. Вследствие очевидной большой прибыли уже было оказано давление с целью уменьшения тарифов.

Однако более тщательная проверка данных приводит нас к заключению, что страховые компании, которые взялись за ОСАГО, вряд ли получат большую прибыль, и, конечно, некоторые из них понесут убытки. Опыт Восточной Европы показывает, что в первые годы действия ОСАГО многие компании потеряли деньги. Используя этот опыт в качестве основы и применяя стандартные методы страхового анализа, хотелось бы отметить следующее.

  1. Пока рано еще утверждать с уверенностью, однако убыточность, рассчитанная по оплаченным убыткам с помощью стандартных международных методов анализа, вероятно, будет выше 25%. А с учетом заявленных убытков, эта величина, по-видимому, окажется выше 40%.
  2. Очень вероятно, что страховщики столкнутся с убытками по истечении срока действия полисов и, в результате им будет трудно правильно оценить уровень убытков.
  3. Весьма возможны региональные различия в убыточности. Компании с худшим показателем убыточности по отношению к среднему могут некоторое время не замечать своих проблем.

 

Как анализировать данные

Данные, которыми мы располагали, - это премия, собранная страховщиками, и оплаченные убытки. Обычный срок действия договоров ОСАГО - 12 месяцев. Таким образом, по этим полисам еще остается "много времени" для появления убытков в будущем. С точки зрения страхования, эта премия пока не заработана, поскольку обязательства страховщика по полису еще не выполнены.

Мы анализировали премию, полученную по ОСАГО с июля 2003 г. Используя стандартный метод оценки с некоторыми допущения, мы подсчитали, что к концу января общая заработанная премия составила примерно 6.2 млрд руб., или 19% от общей премии, полученной за этот период. Причем в реальности это значение может быть и меньше.

С июля 2003 г. по январь 2004 г. по убыткам в ОСАГО выплачено в целом около 1.7 млрд рублей. Наш расчет отношения оплаченных убытков к заработанной премии дает 26.54%. Этот показатель является важным, однако, он не учитывает страховых событий, которые произошли в течение этого периода и до сих пор не урегулированы.

Мы рассчитали величину этих убытков умножением их числа на среднюю величину убытка и в результате получили общую убыточность (по оплаченным и по заявленным убыткам) в 40.99%.

Так как 60% премии было получено в течение двух месяцев (декабрь 2003 г. и январь 2004 г.), к этим вычислениям нужно подходить с осторожностью - по опыту Восточной Европы конечный результат, скорее всего, будет хуже, а не лучше.

 

Подсчет хвостов

На первый взгляд, полученная оценка убыточности в 40.99% по мировым стандартам низка. Однако опыт Восточной Европы показывает, что картина меняется в процессе урегулирования убытков. И в России, по-видимому, ситуация будет схожей. В Польше, например, данные по первому году были получены только после того, как окончилось действие полисов, выпущенных в первый год. Убыточность, подсчитанная по оплаченным и заявленным убыткам, равнялась 81%. Однако после урегулирования всех оставшихся претензий по этим полисам, убыточность возросла до 97%. Иными словами, оставшиеся убытки ("хвост" от оставшихся претензий) ухудшили показатель в значительной степени - на 16%. Второй год показал схожую картину. В третий и последующие годы компании улучшили систему контроля урегулирования претензий, и разница в убыточности с учетом "хвостов" составила уже менее 10%.

Страховой рынок Польши 1991 г. - когда было введено ОСАГО - во многих отношениях схож с российским рынком 2004 г. У польского рынка был небольшой опыт урегулирования исков, связанных с ответственностью за причинение телесных повреждений. Западный опыт показывает, что такие претензии вызывают наибольшие проблемы с точки зрения времени, необходимого для их урегулирования. Российские страховщики сейчас в таком же положении: они имеют лишь сравнительно небольшой опыт урегулирования.

Пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях необходимо время, чтобы понять, что они могут получить компенсацию. Им также нужно время на судебные разбирательства - особенно, когда количество ДТП начинает увеличиваться. Таким образом, можно ожидать, что убыточность будет значительно расти во времени.

Во всем этом есть польза для страховых компаний. Чем больше людей получат реальное возмещение понесенного ущерба, тем сильнее они будут поддерживать ОСАГО. Страховщики заинтересованы в том, чтобы общество было информировано о действиях страховщиков по урегулированию исков жертв ДТП.

 

При отсутствии опыта

Сегодня страховые компании наблюдают интенсивный рост поступления премии и медленное увеличение убытков. Как отмечено выше, пройдет несколько лет, пока страховщики узнают, какова реальная убыточность в ОСАГО. А до тех пор будет казаться, что большинство компаний вполне "финансово здоровы".

Это кажущееся благополучие может быть опасным для некоторых компаний. Наш анализ относится к рынку в целом. Страховщики говорили о значительных различиях в убыточности по регионам. Это означает, что у некоторых компаний реальная убыточность выше средней. Но обнаружат они это не сразу. И если эти компании продолжат быстрый рост, они заметят уменьшение средств только после 4-5 лет. Когда это произойдет, будет слишком поздно что-то менять - компания уже будет иметь дело с финансовыми проблемами.

Это явление хорошо известно на Западе, где рейтинговые агентства рассматривают быстрый рост премии как тревожный сигнал. В России, где рынок в целом растет быстро, такая опасность меньше. Но то, что ряд компаний обнаружат у себя финансовые проблемы после нескольких лет работы с ОСАГО, - вполне возможно.

Есть методы, используемые для анализа рентабельности страхования ответственности. Но маловероятно, что они реально помогут, поскольку в основе такого анализа и построения прогнозов лежат данные и опыт прошлых лет. В новых видах страхования опыт прошлых лет отсутствует.

 

Осторожность превыше всего

Окончательные заключения делать сейчас слишком рано. Но предварительный анализ с использованием стандартных методов показывает, что убыточность в ОСАГО будет выше, чем предполагали страховщики.

Страховые компании должны предвидеть на начальных стадиях ОСАГО довольно высокий уровень последующих и не ожидаемых сейчас убытков, что будет ухудшать показатель убыточности. Принимая это во внимание, можно предположить, что первый год ОСАГО даст убыточность в 65% или более. В одних регионах это значение будет выше, в других ниже.

Страховщики, работающие в регионах с наихудшей убыточностью, не заметят плохих результатов без применения специальной методики анализа. Для достижения положительных результатов им необходимо развивать свою техническую экспертизу.

По опыту других стран можно сказать, что ОСАГО - отнюдь не "золотое дно", как считают те, кто не работает в страховании, но и не бизнес, вызывающий огромные убытки. Однако практика показывает, что текущая ситуация с убытками будет ухудшаться, и здесь осторожный подход - самый мудрый. Он всегда необходим для страховых компаний.

 

Перевод Владимира Горячкина, Heath Lambert

Статья опубликована в журнале "Русский полис"


Прикреплённые документы:
   Оценка убыточности ОСАГО на 1 февраля 2004 г., 27 Kb

23 апреля 2004 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 6.60 (голосовало: 5 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: